В чем разница между дистанционным и онлайн-обучением
Цифровизация оказала большое влияние на технологии обучения — по докризисным оценкам экспертов, российский рынок онлайн-образования должен вырасти до 53,3 млрд руб. к 2021 году. Диджитал-инструменты давно используют практически во всех образовательных направлениях — от дошкольного до дополнительного профессионального обучения. Свои онлайн-школы открывают фитнес-тренеры, психологи и даже специалисты по шитью лоскутных одеял.
Однако общей терминологии на рынке до сих пор не появилось, часто эксперты отрасли разделяют понятия дистанционного и онлайн-обучения. Давайте разбираться, есть ли разница между этими определениями.
Нормативная база
Применение электронных образовательных технологий в России регулирует ряд нормативно-правовых актов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012.
- Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006.
- Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006.
- Приказ Минобрнауки РФ от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
- Приказ Минобрнауки РФ от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
- Письмо от 24 июня 2014 г. № АК-1666/05 «Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки».
- А также несколько рекомендаций Минобрнауки и ГОСТы.
Вносим ясность в терминологию
Закон «Об образовании» четко определяет понятия «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии»:
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
«Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».
А в Приказе Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 понятия электронного обучения и дистанционных образовательных технологий используются неразрывно.
То есть, по сути, и дистанционное, и онлайн-обучение — это электронное обучение, которое проводится посредством дистанционных образовательных технологий. Или дистанционное обучение.
Что такое дистанционное обучение
Дистанционное обучение (ДО) — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, при помощи современных информационных технологий. Эксперты выделяют три основных вида ДО:
- Синхронное обучение. Происходит в реальном времени: преподаватель одновременно с учащимися работает над материалом. Под этот формат попадают онлайн-трансляции, вебинары, скайп-созвоны.
- Асинхронное обучение. В рамках этого формата используется заранее подготовленная учебная программа, доступ к которой получает слушатель. Она содержит готовый к самостоятельному изучению материал (слайды, видео, текст и другие материалы) и задания для контроля обучения (тесты, задания).
В свою очередь, асинхронное обучение может быть двух видов: автоматизированное (прошел тесты, получил документ и забыл) или с сопровождением (преподаватель в установленные сроки проверяет задания, участвует в обсуждении, например на форумах). Как правило, такое обучение проводят в системах дистанционного обучения (СДО) или LMS (Learning management system). - Смешанное обучение (blended learning). Объединяет оба вида.
Исторически так сложилось, что бизнес-школы и другие участники российского рынка образования по-разному называют синхронное и асинхронное дистанционное обучение, вкладывая свой смысл в понятия онлайн- и дистанционных курсов.
Выводы
- Разницы между дистанционным и онлайн-обучением нет. Терминология зависит от того, как в той или иной компании принято называть синхронный, асинхронный и смешанный форматы дистанционного обучения или электронного обучения, как его определяет ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Дистанционное обучение — это взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, при помощи современных информационных технологий.
- В понятие дистанционного обучения (ДО) входят онлайн-курсы и школы, дистанционные курсы, дистанционное образование, электронное обучение, blended learning и все остальные определения, связанные с получением образования дистанционно при помощи интернет-технологий.
- Эксперты разделяют дистанционное обучение на три вида: синхронное, асинхронное и смешанное. Синхронное проводят «в прямом эфире», асинхронное — это набор учебных материалов с сопровождением или без сопровождения куратора курса. Смешанное объединяет оба формата.
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии
Эти два понятия определяет ФЗ № 273 в статье 16. Из длинного и запутанного официального определения следует, что:
- электронное обучение (ЭО) – это процесс учебы с использованием информации, представленной в цифровом формате, и соответствующих технических средств, которые обеспечивают доступ к ней и общение педагогов и студентов (школьников);
- дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это методы, процессы и средства обучения, в том числе и электронного, на расстоянии.
Электронное обучение (electronic learning, e-learning) необязательно должно быть дистанционным (на расстоянии) и онлайновым. Если студент приходит на занятия в университет, садится за компьютер, входит в оцифрованную вузовскую библиотеку, не выложенную в свободном доступе в Сети, читает виртуальный учебник, а потом сдает тесты на этом же не подключенном к интернету компьютере, то это тоже будет электронным обучением.
Дистанционные образовательные технологии – термин еще более многозначный. Так можно назвать всё что угодно – хоть пересылку заданий и выполненных контрольных работ обычными почтовыми операторами, хоть курьерскую доставку переписки студентов и преподавателей, хоть голубиную почту. И все это тоже будет одной их технологий дистанционного обучения. Но главным образом под ДОТ понимаются методы и средства, основанные на использовании информационных телекоммуникационных сетей (ИТС) – современных систем передачи информации: интернета, сотовой связи – для дистанционного обучения.
Фактически ДОТ и электронное обучение могут существовать по отдельности, но современное образование предполагает их тесную взаимосвязь, на которой строится дистанционное обучение и в вузах, и в колледжах, и в школах.
Дистанционное обучение
Итак, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС, главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.
Синхронно
Это онлайн-обучение в режиме реального времени, когда студенты (ученики) и преподаватели контактируют «здесь и сейчас». То есть в прямом эфире разбирается материал, проводится опрос, беседа, практикум, лабораторная и т. д. В таком формате проходят онлайновые трансляции, вебинары с прямой связью в чатах, конференции в Skype, Zoom и других мессенджерах и на образовательных платформах.
Асинхронно
Для этого вида онлайн-обучения используют заранее составленные курсы. В них могут входить записи лекций, видеоматериалы, презентации, текстовые файлы, ссылки на дополнительные материалы из открытого интернета, обучающие задания и контрольные тесты.
Дистанционное обучение, проходящее асинхронно, бывает двух типов:
- Автоматизированное – полностью самостоятельное, без участия преподавателя: студент изучает все материалы, сдает тесты с автопроверкой и получает сертификат об окончании курса или проходит в его следующий модуль – и так до полного завершения программы. По такому принципу построена учеба на многих сайтах дистанционного обучения.
- С поддержкой тьютора – в этом случае на определенных этапах самостоятельного дистанционного обучения студентов поддерживает и контролирует преподаватель: он проверяет домашние задания, разъясняет сложные места курса в общем чате учебной группы или на специальном форуме. Обычно в таком формате занятия проходят в специализированных системах дистанционного обучения – СДО, они есть у большинства вузов и крупных компаний, занимающихся онлайн-образованием. Еще один вариант платформ для асинхронного электронного обучения в крупных образовательных организациях и компаниях сферы EdTech – LMS (Learning Management System), то есть системы управления обучением.
Смешанно
Такой формат называется blended learning. У смешанного дистанционного обучения тоже может быть два типа.
- Синхрон + асинхрон. Комбинация синхронного и асинхронного дистанционного обучения. В программах такого типа сочетаются онлайновые занятия, проходящие по расписанию, и самостоятельная работа с цифровым контентом в удобное для студента время.
- Онлайн + офлайн. Сочетание дистанционного электронного обучения и обычных занятий в аудиториях. Часть курса изучается через интернет, часть – лично в учебном заведении.
По второму принципу разрабатываются многие очно-заочные или заочные программы в вузах, колледжах и на курсах повышения квалификации или профпереподготовки.
Blended learning постоянно развивается, уже появились его новые формы. Например, занятия могут проводиться одновременно для студентов, собравшихся в аудитории, и для слушателей, подключившихся к онлайн-трансляции с домашних компьютеров или из аудитории в другом вузе – своеобразный телемост. Больше того, те, у кого не получилось присутствовать онлайн, могут изучить запись вебинара и все дополнительные материалы в системе дистанционного обучения.
В целом в современных реалиях дистанционное обучение предполагает обязательное использование интернета, который дает возможность применять в электронной среде самые разные дистанционные образовательные технологии.
Правовая база дистанционного обучения
- Реализация дистанционного и электронного обучения в образовательных организациях – ФЗ № 273-ФЗ.
- Порядок применения дистанционного и электронного обучения – Приказ Минобрнауки № 816.
- Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при обучении в бакалавриате, специалитете и магистратуре – Приказ Минобрнауки № 301.
- Организация дистанционного и электронного обучения с применением информационных технологий – ФЗ № 149-ФЗ.
В приложении к приказу № 816 есть ссылки на методические рекомендации о применении в электронного обучения и ДОТ в учебном процессе.
Стремительное распространение “омикрона” в России привело к тому, что он также задевает и молодую категорию населения. Поэтому вопрос о дистанте сейчас актуален как никогда.
Многие задаются вопросом, введут ли дистанционное обучение с 1 февраля 2022 года. Но власти дали четко понять, что никакого удаленного образования для всех школьников и студентов России не будет. К тому же у региональных властей есть право самостоятельно принимать решение по поводу дистанта.
В случае, если эпидемиологическая обстановка начнет ухудшаться, то местные власти имеют право отправить на удаленное обучение школьников, а также закрыть ВУЗы. В целом с 1 февраля дистанта не будет, но не исключено, что некоторые образовательные учреждения все же будут закрыты.
Эксперт считает, что надо отправлять школьников на удаленное обучение
Андрей Исаев, который является генеральным директором научного центра ДНКОМ, заявил, что российских школьников срочно необходимо перевести на дистанционное обучение. Такой вывод он объяснил тем, что сейчас дети быстро заражаются “омикроном”. Более того, одной из главных эпидемиологических цепочек остаются коллективы в детских садах и школах.
Сейчас Челябинская область приняла решение закрыть школы. Исаев рекомендует и другим регионам последовать примеру области. Эксперт рассказал, что для образования удаленное обучение — это не есть хорошо, но тем не менее, с точки зрения безопасности и здоровья лучше воспользоваться дистантом.
Напомним, на днях Премьер-министр Российской Федерации Михаил Мишустин обратился к российским руководителям с просьбой, чтобы те перевели часть своих сотрудников на удаленку. Это поможет снизить нагрузку на медицинскую систему.
В Министерстве образования и науки России рассказали, что сейчас на дистанционном формате обучения находится около 10% отечественных университетов. Примерно 90% ВУЗов и школ проходят обучение в смешанном формате. При этом большая часть сотрудников университетов и школ прошли полный курс вакцинации.
С 1 февраля 2022 года дистанционное обучение в ВУЗах и школах: ожидать или нет удаленку
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что вводить дистанционное обучение, заменяя им традиционное, нельзя, делать это можно, например, при всплеске заболеваемости коронавирусом.
"Нельзя сравнивать школы по результатам ЕГЭ. Вот как нельзя вводить дистанционное обучение и заменять традиционное обучение дистанционным обучением, только если это необходимо. Вот пандемия идет, идет всплеск где-то заболевания "омикроном", чтоб сохранить здоровье детей, мы вынужденно эти меры предпринимаем. А потом, когда заболевание отходит, мы видим, что здоровью ничто не угрожает, опять вводим в традиционный режим", - сказал Кравцов на пленарном заседании съезда уполномоченных по правам ребенка, передает АиФ.
В каких регионах России школы переводят на дистанционное обучение
В Екатеринбурге из-за случаев выявления вирусов 792 класса и 182 группы в детских садах переведены на дистанционный формат обучения, сообщает департамент образования города. Из-за коронавируса на дистант переведены 684 класса и 131 группа, из-за ОРВИ – 108 классов и 51 группа.
Напомним, по информации на 26 января на дистант в Екатеринбурге были переведены 407 классов из-за выявленных случаев коронавируса.
Дистанционное обучение с 1 февраля 2022 в школах и ВУЗах: переведут всех школьников и студентов на дистант или нет, будет ли Омикрон-карантин завтра
Накануне министр образования и молодёжной политики региона Юрий Биктуганов заявил, что школах Свердловской области введут ступенчатое расписание в связи с ростом заболеваемости COVID-19. В соответствии с ним уроки у классов будут начинаться в разное время: у одних детей – с первого урока, у других – со второго и так далее.
Также сегодня в Свердловской области впервые зафиксировано более 2 тыс. новых случаев COVID-19 – 2344. Состояние 317 госпитализированных оценивается как тяжёлое, 173 из них находятся в реанимационно-анестезиологических отделениях, в том числе 123 – на аппаратах ИВЛ. Число пациентов в состоянии средней тяжести, госпитализированных в больницы региона, составляет 1 957.
Как писал "Октагон. Урал", на этой неделе в Свердловскую область поступили первые 2,4 тыс. доз вакцины для подростков "Спутник М", которая является аналогом препарата "Спутник V". Прививку несовершеннолетним будут ставить в два этапа. Сейчас препарат распределяют в детские больницы региона. Также сообщалось, что в регионе началось выборочное тестирование детей методом ПЦР на коронавирус. В обследовании примут участие 10 учебных заведений (школ, детских садов и профессиональных училищ) крупнейших городов региона – Екатеринбурга, Нижнего Тагила, Каменска-Уральского и Первоуральска.
Число российских школ, полностью закрытых на карантин стремительно растет. Согласно данным Минпросвещения, 26 января для посещения было закрыто 69 школ, тогда как 24 января их было всего 27.
Чтобы предупредить рост заболеваемости, некоторые регионы перевели на дистанционное обучение все школы:
В Орловской области все школы закрыты с 24 по 29 января.
В Элисте (Калмыкия) дистанционный формат обучения начался еще 25 января.
В ЯНАО режим дистанта с 27 января по 3 февраля.
В Пскове и Псковском районе с 27 января по 6 февраля перешли на "удаленку" учащиеся школ и учреждений дополнительного образования.
В Ингушетии перенесли на зиму сроки весенних каникул: теперь школьники тут отдыхают с 25 января по 2 февраля.
В Новосибирской области с понедельника, 31 января все школы закроют на двухнедельный карантин. Такое решение принял губернатор региона Андрей Травников.
Как видно, полный перевод всех школ на "дистант" практикуют далеко не все регионы. В основном чиновники на местах предпочитают отдавать подобные решения на уровень директоров учебных заведений. Тем, в свою очередь, все больше сужают рамки в принятии решений о "дистанте" или выходе из него. Так, недавно был сокращен срок выхода из карантина с 14 до 7 дней.
Для школ это обозначает, что отдельные классы, после ухода на "дистант" из-за выявленных заражений среди учеников, могут возвращаться к очному формату обучения уже через неделю.
Дистанционное обучение в университетах и школах: ожидать или не ожидать с 1 февраля 2022 года
Министерство образования вновь заявило, что переход на «дистанционное образование» на федеральном уровне произойдет только в том случае, если эпидемиологическая ситуация в стране будет вызывать беспокойство. В зависимости от того, сколько инфекций выявляется в день. На данный момент эпидемическая ситуация в Российской Федерации спокойная, за исключением некоторых регионов, таких как Москва, Московская область и Санкт-Петербург. В других городах и регионах было выявлено мало новых случаев заболевания коронавирусом.
Однако штамм Omicron быстро заразен, и ситуация может измениться в ближайшие несколько дней, сообщает информационное агентство ТАСС.
Закроют ли школы и ВУЗы из-за «омикрона»: комментарий Минпросвещения о дистанционном обучении с 1 февраля 2022 года
Сергей Кравцов от лица Министерства просвещения сообщил о том, что «Очное обучение никогда не будет прекращено. От традиционной школы отказаться невозможно». Однако точечные меры по введению дистанционного обучения обязаны быть. Без них нельзя обойтись.
Переход школ на дистанционное обучение в феврале 2022: последние данные о дистанте
Слухи о введении режима дистанционного обучения в РФ появились очень давно. Люди обсуждают введение такого режима с осени 2021 года. Глава Минпросвещения Сергей Кравцов опроверг слух о том, что с 24 января 2022 года или даже с 1 февраля школьники уходят на дистанционное обучение. 25-го числа ученики, как и раньше, вовлечены в полноценный образовательный процесс.
По словам Кравцова, сейчас нет необходимости во введении дистанционного образования во всех городах. Однако у властей регионов есть полное право утвердить такой режим, если эпидемиологическая обстановка не позволяет учиться в очном формате. То есть на федеральном уровне “дистанта” нет и в ближайшее время вводить его не планируют, но если глава субъекта считает необходимым отправить школы на дистант из-за ухудшения эпидемиологической обстановки, то он имеет полное право ввести такой режим.
Будет ли с 1 февраля 2022 года локдаун в Москве и других регионах России?
Московская мэрия начинает полноценную подготовку к новым карантинным ограничениям по причине распространения нового штамма коронавируса «Омикрон».
По словам Сергея Собянина, сначала произойдет оценка заражений, их возможный рост, а затем будет составлен прогноз на ближайший год. О конкретных ограничениях пока ничего неизвестно. По словам мэра Москвы к жестким мерам будут возвращаться только в том случае, если система здравоохранения не будет справляться с наплывом пациентов.
В департаменте образования Москвы сделали заявление о переводе школ на дистант
В департаменте образования и науки Москвы сделали важное заявление о возможном переводе столичных школ на дистанционную форму обучения.
Как пояснили в пресс-службе ведомства, дистанционное обучение в московских школах – это крайняя мера, когда здравоохранение не справляется с количеством заболевших коронавирусом, передаёт РИА Новости на сайте журнала Эксперт.
«Мы уже были вынуждены вводить удалённый формат обучения. Это был период, когда система здравоохранения испытывала большую нагрузку. На сегодняшний день в Москве мощностей этой системы для лечения пациентов с COVID-19 достаточно», – пояснили в пресс-службе столичного департамента образования и науки.
Ранее «Эксперт» сообщал, что по словам пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, введение локдауна в России из-за развития ситуации с пандемией коронавируса не обсуждается, так как омикрон-штамм легче, чем старые штаммы.
«Мы видим, что цифры растут, но это не приводит к пропорциональному росту количества госпитализаций, что свидетельствует о том, что этот штамм действительно переносится в форме, которая не приводит к повышенному количеству госпитализаций. А все остальные предположения, знаете, это такое – от лукавого», – заявил представитель Кремля.
Как студенты будут сдавать сессию в 2022 году: очно или дистанционно?
В связи с ухудшением ситуации с коронавирусом учеба школьников и студентов пошла под откос. Сейчас заболеваемость растет с каждым днём все больше, поэтому ВУЗы вынуждены переходить на обучение оффлайн. В этом году даже сессию обещают провести на дому.
Приказ
Минобрнауки издало Приказ № 972 от 22 октября 2021 года о том, что наступающее обучение будет проходить в режиме на дому. Это касается и предстоящей сессии в 2022 году. Главной задачей университета или института является предупреждение студентов о переходе на оффлайн обучение за три дня до его начала. Сотрудники должны выдать все методические указания для работы на ближайшее время. Так как лекции уже давно читаются из дома, то ни для преподавателей, ни для самих учеников эта новость не является шокирующей.
Как будет проходить экзамен
Естественно, тянуть билет уже не придется. Поэтому министерство образования придумало новые правила. Перед началом сдачи предмета студент должен показать свой паспорт. Это дает возможность учителю убедиться, что вы именно тот, кто должен сдавать сессию. Тем не менее, проблема состоит в том, что различить иностранцев — явно непростая задача. Лектор сам выдаст вам билет, но, помимо него, вас будут ожидать тесты и другие практические или лабораторные работы, которые вам придется выполнить без помощи, подготовки и долгих раздумий.
Важно! По всем вопросам, если не знаете, что делать и куда обращаться:
Звоните 8-800-777-32-63.
Бесплатная горячая юридическая линия.